Аптечный рынок БАД в России: итоги первых трех месяцев 2011г.

Аптечный рынок БАД в России: итоги первых трех месяцев 2011г.

Согласно данным розничного аудита БАД в РФтм, по итогам первого квартала 2011г. объем аптечных продаж биологически активных добавок в России составил 4,749 млрд. рублей (162,612 млн. долл.) в оптовых ценах и 6,454 млрд. рублей (221,025 млн. долл.) – в розничных (рис.1). В рублевом эквиваленте рынок увеличился на 11% относительно аналогичного периода прошлого года, в долларах -на13%. В натуральных показателях продажи БАД также увеличились (+7%) и достигли 76,353 млн. упаковок. Средняя розничная стоимость упаковки БАД по итогам трех месяцев2011г. была равна 2,89 долл., тогда как годом ранее – 2,74 долл. Отметим, что средняя стоимость упаковки ГЛС (3,39 долл.) заметно выше, чем у БАД. Средние расходы россиян на приобретение добавок в анализируемом периоде составили 1,55 долл. (в I квартале 2010г. – 1,36 долл.).

Лидером рынка биологически активных добавок по итогам трех месяцев 2011г. продолжает оставаться компания EVALAR (табл.1).Несмотря на отставание темпов роста (+4%) и сокращение долевого присутствия, она продолжает возглавлять рейтинг с колоссальным отрывом – на ее долю приходится 23,5% продаж БАД, тогда как сохраняющий вторую позицию AKVION (-2%)занимает только 6,2% рынка. На третью строчку с пятой поднялась компания VIS, продажи которой выросли в 1,6 раза, а долевое присутствие увеличилось до 4,6%. При этомDIOD (-14%) и FERROSAN (+8%) опустились на ступень вниз, на 4 и 5 места. Шестую и десятую позиции Топ-10 заняли производители, впервые в него вошедшие – STI-MED-SORB (+78%) и NATUR PRODUCT (+23%). На строку вверх, на 7 и 9 места соответственно, переместились PHARMA-MED CANADA (+28%) и PHARMSTANDART (+24%). Производитель БАД EKOMIR (+6%), имевший невысокую динамику продаж в анализируемом периоде, опустился вниз на две рейтинговые позиции и занял 8 место. Суммарная доля, аккумулируемая десятью ведущими производителями добавок, сократилась с 54,1% до 53,3%.

Значительные изменения произошли в рейтинге ведущих торговых наименований(табл.2). Его лидером стала добавка SEALEX FORTE, которая благодаря росту продаж в 1,8 раза поднялась с третьего на первое место. На вторую позицию с четвертой переместился FITOLAX (продажи увеличились в 1,7 раза). Высокими темпами развивались рынки еще двух наименований: продажи БАД LACTOFILTRUM выросли в 1,8 раза, а CI-CLIM – в 1,9 раз. Это позволило наименованиям подняться на 3 и 5 места соответственно, при этом второе стало одним из новых представителей рейтинга. Кроме CI-CLIM, впервые вошли в Топ-10 HAEMATOGEN RUSS (+10%) и TURBOSLIM CLEANING (+15%), которые заняли восьмую и десятую строчки. Отрицательная динамика продаж отмечена у четырех БАД – это OVESOL (-20%),LEONURI FORTE (-3%), ALFAVIT (-5%) и MYRTILLUS FORTE (-2%). При этом первые два опустились на более низкие рейтинговые позиции, четвертую и шестую, а два других – сохранили за собой 7 и 9 места соответственно. Отметим, что итоговая доля десяти лидеров увеличилась на 2,6 п.п. и достигла 18,7%.

В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований произошли многочисленные перестановки (табл.3).Лишь одному его представителю удалось остаться на занятых ранее позициях – добавки нераспознанного состава по-прежнему возглавляют Топ-10.Наибольший объем продаж продемонстрировала комбинация GLYCYRRHIZAGLABRA + PANAXGINSENG + SERENOAREPENS, которая продемонстрировала высокую динамику (продажи увеличились в 1,8 раза) и поднялась с 5 на 2 место. При этом менее динамичная комбинация ASCORBIC ACID + BIOTIN + CALCIUM (+4%) сместилась на третью позицию. Отметим, что кроме нее еще два представителя Топ-10 опустились на более низкие места. Это сократившие продажи AVENASATIVA + BUPLEURUMFALCATUM + CURCUMALONGA (-20%) и PYRIDOXINE + LEONURUS SIBIRICUS(-3%), расположившиеся на 7 и 9 строчках. Оставшиеся наименования продемонстрировали рейтинговый прогресс, в том числе и впервые вошедшие в Топ-10 комбинации DEXPANTHENOL + DIOSCOREAVILLOSA + HYALURONICACID (+93%) и INDOLE-3-CARBINOL (+4%), которые заняли 8 и 10 места. Суммарная доля «десятки» увеличилась почти на 3 п.п. и достигла 25,2%.

Заключение. По итогам трех месяцев 2011г. объем реализации БАД в аптеках в натуральных показателях увеличился на 7%при положительной динамике в денежном эквиваленте: +11%в рублевом выражении и +13% – в долларовом. Его объем составил 6,454 млрд. рублей (221,025 млн. долл.) в ценах конечного потребления и 76,353 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки добавок (2,89 долл. против 2,74долл.) и затраты населения на их приобретение (1,55 долл. против 1,36 долл.)немного выросли в сравнении с прошлым годом. Как показывают анализируемые рейтинги, рынок БАД претерпел значительные структурные изменения, хотя лидирующей компанией в этом сегменте рынка продолжает оставаться EVALAR.

Рисунки см. в приложении

Источник: 
AIPM – Remedium Market Bulletin

Файл: 
Загрузить  (174 кбайт)

Добавьте свой отзыв, если вы хотите, чтобы рядом с вашим отзывом отображалась ваша аватарка, воспользуйтесь сервисом gravatar!